Обелиск

известно, здесь еще есть более или менее достоверная картина. Роль попа,ксендза на каждом историческом этапе прослежена. А вот что такое сельскоеучительство в наших школах, что оно значило для нашего некогда темногокрестьянского края во времена царизма, Речи Посполитой, в войну, наконец,до и после войны? Это сейчас спроси любого огольца, кем он станет, каквырастет, - скажет: врачом, летчиком, а то и космонавтом. Да, теперь естьтакая возможность. И в действительности так бывает, до космонавтавключительно. А прежде? Если рос, бывало, смышленый парнишка, хорошоучился, что о нем говорили взрослые? Вырастет - учителем будет. И это быловысшей похвалой. Конечно, не всем достойным удавалось достигнутьучительской судьбы, но к ней стремились. Это был предел жизненной мечты. Иправильно. И не потому, что почетно или легко. Или заработок хороший - недай бог учительского хлеба, да еще на деревне. Да в те давние времена.Нужда, бедность, чужие углы, деревенская глушь и в конце - преждевременнаямогила от чахотки... И тем не менее, скажу тебе, не было ничего болееважного и нужного, чем та ежедневная, скромная, неприметная работа тысячбезвестных сеятелей на этой духовной ниве. Я так думаю: в том, что мысейчас есть как нация и граждане, главная заслуга сельских учителей.Пусть, может, и я ошибаюсь, но так считаю.

   И тут, как это часто бывает, не обходится без своих энтузиастов. Морозбыл именно одним из тех, кто сделал для людей многое, подчас на свой страхи риск, невзирая на трудности и неудачи. А неудач и разных конфликтов унего хватало.

   Помню, как-то поехал в Сельцо инспектор из области - через деньвозвращается разгневанный и возмущенный. Оказывается, очередной скандал.Не успел товарищ инспектор войти в Габрусеву усадьбу, как в аллее егоатаковали собаки. Одна черная, на трех лапах, а вторая - злая такая,маленькая и вертлявая (полицаи потом в войну их постреляли). Да. Ну, покаинспектор опомнился, собаки и располосовали ему штанину, Морозу, конечно,пришлось извиняться, а пани Ядя зашивала пану инспектору брюки, пока тотсидел в пустом классе в своих не слишком, наверно, свежих подштанниках.Оказывается, собаки были школьные. Именно так. Не сельские, не откуда-то схутора и даже не лично учителя, а общие, школьные. Ребята где-то подобралиэту непотребщину, родители наказали утопить, но перед тем в классе читалитургеневскую "Муму", а вот Алесь Иванович решил: поселить щенков в школе ипо очереди их досматривать. Так в Сельце завелись школьные собаки.

   А потом появился школьный скворец. Осенью отстал от своей стаи, поймалиего на лугу, мокрого доходягу, и Мороз тоже поселил его в школе. Сначалалетал по классу, а потом смастерили клетку - больше для того, чтобы несъел кот. Ну, конечно, был там и кот, жалкое такое создание слепое, ничегоне видит, а только мяукает - есть просит.

  

  

   Тем временем быстро темнело. Серая лента дороги, выгибаясь напригорках, пропадала в сумеречной дали. Горизонт вокруг тоже утонул всумерках, вечерней дымкой покрылись поля, а лес вдали казался тусклойглухой полосой. Небо над дорогой совсем померкло, только закатный краешекего за нашими спинами еще сочился далеким отсветом зашедшего солнца.